Программа психодиагностического обследования клиентов

Программа психодиагностического обследования клиентов

ПРОГРАММА

Психодиагностического обследования клиентов

Естественная для клиента заинтересованность в решении своего вопроса, с которым он обращается к психотерапевту, его готовность к сотрудничеству является одним из условий надежности и валидности (достоверности) результатов психодиагностического обследования.

Набор используемых тестов позволяет описать целостный психологический портрет клиента и охватывает разные аспекты его личности. Продолжительность сеанса тестирования — не более двух часов.

На основе своевременно проведённого психодиагностического обследования психотерапевт может разработать индивидуализированные программы психологической коррекции и психотерапии.

Правильно подобранные по данным психодиагностического обследования психотерапевтические методы позволяют усилить самоконтроль пациента над тревожностью, способствуют успешному овладению им трудной ситуацией, которая вызвала необходимость обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

При подборе наиболее адекватного метода коррекции состояния важны личностные особенности человека, его отношение к самому себе, а также к тому окружению и к той сложной ситуации, которая послужила причиной его социально-психологической дезадаптации. Отсутствие психодиагностического контроля за динамикой состояния может привести к тому, что важные аспекты состояния пациента будут упущены, пройдут незамеченными.

Психотерапевтический подход, независимо от конкретного метода, реализуется успешнее у тех психотерапевтов, которые предварительно, по данным психодиагностического обследования получают объективную информацию о личностных свойствах пациента, о его фрустрированных потребностях, о степени его доверия и готовности к сотрудничеству.

Ориентировка только лишь на сиюминутный контакт с обсуждением конкретной жизненной ситуации может оказаться нерезультативной без тех знаний о пациенте, которые дает психодиагностика. Кроме того, сам по себе анализ и обсуждение данных психодиагностического обследования способствует хорошему взаимопониманию между психотерапевтом и пациентом.

Важно заметить, что оценку успешности психотерапевтического воздействия также обеспечивает психодиагностическое обследование, проведенное в динамике — до и после лечения. Изменения показателей психодиагностических тестов отражают малейшие сдвиги в состоянии, причем даже такие, которые сам пациент не осознает, не замечает.

Таким образом, психодиагностика безусловно помогает психотерапевту лучше понять переживания страдающего человека, дифференцированно подойти к выбору мер корригирующего воздействия и объективно оценить эффективность их применения. Курс психотерапии становится более эффективным, направленным на решение важнейших для клиента вопросов.

В психодиагностических обследованиях используются три личностных методики:

1. (СМИЛ)

2.Восьмицветный тест Люшера.

3.Тест Кеттелла 16-, форма «А».

Методика СМИЛ (Стандартизованная методика исследования личности) является наиболее защищенной от попыток клиента по тем, или иным причинам сознательно исказить результаты (представить себя в ином виде). Кроме оценки достоверности профиля СМИЛ по трем оценочным шкалам и оценок по 10 клиническим шкалам, настоящая программа предусматривает расчет показателей по множеству дополнительных шкал: шкала способности, шкала зрелости, шкала алкоголизма, шкала тревоги, черты ответственности, шкала соперничества, субъективная депрессия, явная депрессия, депрессивные реакции, мягкая депрессия, шкала зависимости, шкала враждебности, вытеснение тревоги, шкала адаптивности и др.

Опросник MMPI является базовой методикой при проведении всех видов психологической диагностики. Методика MMPI позволяет получить многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида, психические отклонения, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом опросник имеет в своей структуре шкалы достоверности, позволяющие определить надежность результатов и установку на саму процедуру обследования.

Психодиагностическое заключение включает следующие данные:

  • Оценка достоверности профиля СМИЛ.
  • Общее заключение о достоверности исследования.
  • Индекс тревоги Уэлша.
  • Показатель психотерапевтической резистентности клиента.
  • Интерпретацию профиля СМИЛ:
    • Код профиля по Уэлшу
    • Оценку реакции на процедуру тестирования и установки испытуемого.
    • Общее описание профиля.
    • Клинико-психологические особенности профиля.
    • Характеристику эмоционального состояния клиента.
    • Жизненная позиция клиента (активная, неопределенная, пассивная).
    • Особенности полоролевого поведения (выраженность мужских и женских черт).
    • Отношение клиента к другим людям и его положение в обществе.
    • Отношение клиента к собственной личности.
    • Наиболее вероятные реакции клиента на стресс.
    • Отношение клиента к своему здоровью.
    • Особенности стиля мышления и ассоциативного процесса.
    • Ведущие потребности клиента.
    • Типичные для клиента защитные механизмы.
    • Другие особенности личности и психологического состояния клиента.
    • Условия среды и направления деятельности, благоприятные для нормальной адаптации (имеют значение только при отсутствии явных психопатологических симптомов и состояния стресса, выявляемых при объективном обследовании).
    • Интерпретация ведущих в профиле пиков в их сочетании.

Тест Люшера предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. Применяется в психотерапии, психокоррекции, консультировании, экспресс диагностике. Этот тест дает возможность психотерапевту подбирать индивидуальные воздействия, адекватные внутреннему состоянию каждого клиента и контролировать изменения внутренних диспозиций и эмоциональной структуры клиента в процессе тех или иных психотерапевтических воздействий. Тест Люшера можно также использовать в целях более адекватной профориентации.

Цветовой тест Люшера выявляет неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовой тест Люшера позволяет диагностировать компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений.

Не сам тест, а психолог, на основании всех данных, в том числе и полученных с помощью теста Люшера, дает свое заключение по каждому конкретному случаю.

Тест Кеттелла 16-PF, форма «А».

Согласно Кеттеллу (R.B.Cattell), опросник 16-PF измеряет «глубинные» проявления («источниковые» черты личности), а опросник MMPI фиксирует «синдромные» или «поверхностные» проявления характерологических особенностей.

Исследуя личностные черты, тест Кэттелла расчитывает крайние полюса их развития, при этом присутствуют соответствующие количественные и качественные оценки.

В завершении диагностики многофакторный личностный опросник Кеттелла описывает личность шестнадцатью фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет соответственное название и образует крепкую связь между выделенными чертами личности. У каждого человека тест Кэттелла отражает модель индивидуально-психологических характеристик и при наложении на единую модель, выявляет своеобразие конкретной личности. На практике методика тест Кеттелла дает возможность прогнозировать фактическое поведение в определенных жизненных ситуациях.

Тест Кэттелла может использоваться в комплексе с тестами MMPI, EPI Айзенка и МЦВ Люшера как для проведения общей, так и специально-направленной диагностической работы.

Анализ результатов тестирования предполагает:

  • Оценку достоверности полученных данных.
  • Нормированную оценку по 16 личностным факторам 1-го порядка.

Психологические характеристики факторов теста 16-PF Кеттелла

Наименование фактора Измеряемые характеристики Низкая оценка по фактору Высокая оценка по фактору
Фактор А Замкнутость — общительность Необщительность, замкнутость, безучастность, излишняя строгость в оценке людей, скептическое настроение, холодность к окружающим, желание остаться в одиночестве, отсутствие близких друзей, скрытность Добросердечность, общительность, добродушие, внимательность к людям, естественность, непринужденность в отношениях, доброта, мягкосердечность, активность в устранении конфликтов, доверчивость, терпимость к критике, яркие живые эмоции
Фактор В Низкий интеллект — высокий интеллект Ригидность мышления и излишняя конкретность, эмоциональная дезорганизация мышления Хорошее абстрактное мышление, сообразительность, быстрая обучаемость
Фактор С Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость При низких оценках проявляется низкая терпимость по отношению к неприятным внешним социальным воздействиям, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к изменчивости настроения, раздражительность, ипохондрия, утомляемость, невротические реакции Выдержанность, высокая работоспособность, эмоциональная зрелость, реалистичность, постоянство интересов, отсутствие нервного утомления, однако в ряде случаев может проявляться эмоциональная ригидность и нечувствительность
Фактор Е Подчиненность — доминантность Застенчивость, склонность уступать другим, зависимость, тенденция брать вину на себя, тревожность по поводу своих ошибок, тактичность, безропотность, почтительность, покорность, пассивность Властность, независимость, самоуверенность, упрямство, агрессивность, конфликтность с внешне обвинительными реакциями, нежелание признавать власть и давление со стороны, авторитарный стиль руководства, своенравность
Фактор F Сдержанность — экспрессивность Благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость, озабоченность, пессимистичность, ожидание неудач, склонность все усложнять, вялость, чрезмерная чопорность Импульсивность, беспечность, разговорчивость, подвижность, энергичность, эмоциональность,
жизнерадостность, экспансивность, искренность в отношениях между людьми, эмоциональная значимость социальных контактов, способности к лидерству, вера в удачу
Фактор G Недобросовестность — совестливость Непостоянство, подверженность случаю и обстоятельствам, избегание выполнения групповых требований и норм, беспринципность, неорганизованность, безответственность, гибкие установки по отношению к социальным нормам, иногда проявляется антисоциальное поведение Тщательное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, обязательность и точность, ответственность, направленность на дело, дисциплинированность
Фактор Н Робость — смелость Застенчивость, неуверенность в своих силах, сдержанность, желание оставаться в тени, чувствительность к угрозе Смелость, активность, склонность к риску, раскованность
Фактор I Жесткость — чувствительность Мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, черствость по отношению к окружающим Мягкость характера, зависимость, стремление к покровительству, романтизм, артистичность, сочувствие, сопереживание, понимание других людей
Фактор L Доверчивость — подозрительность Откровенность, доверчивость, терпимость, уживчивость, отсутствие
завистливости, умение легко ладить с людьми, эффективно работать в коллективе
Ревнивость, завистливость, подозрительность, большое самомнение, эгоцентризм
Фактор М Практичность — мечтательность Практичность, добросовестность, следование общепринятым нормам, ограниченность, излишняя внимательность к мелочам Развитое воображение, ориентированность на свой внутренний мир,обладание высоким творческим потенциалом
Фактор N Прямолинейность — дипломатичность Прямолинейность, наивность, естественность Расчетливость, проницательность, разумный и сентиментальный подход к событиям и окружающим людям
Фактор О Уверенность в себе — тревожность Безмятежность, хладнокровие, спокойствие, уверенность в себе Тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность
Фактор Q1 Консерватизм — радикализм Консервативность, морализаторство, неприятие перемен, отсутствие склонности к анализу и реализации интеллектуальных способностей Критичность, стремление реализовать интеллектуальные способности, склонность к анализу, стремление быть хорошо информированным, склонность к экспериментированию, спокойное отношение к новым неустоявшимся взглядам и переменам, отсутствие доверия авторитетам, нежелание что-либо принимать на веру
Фактор Q2 Конформизм — нонконформизм Зависимость от группы, следование общественному мнению, предпочтение работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентация на социальное одобрение, безынициативность Склонность предпочитать только собственные решения, независимость, следование выбранному пути, самостоятельность в принятии решений и действиях, отсутствие стремления навязывать свое мнение окружающим, отсутствие потребности в поддержке со стороны
Фактор Q3 Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль Недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, отсутствие явного желания выполнять социальные требования Развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований, хороший контроль своих эмоций и поведения, тенденция доводить всякое дело до конца, целенаправленность (в отличие от социальной нормативности поведения — фактор G — здесь измеряется уровень внутреннего контроля поведения)
Фактор Q4 Расслабленность — напряженность Расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, невозмутимость Напряженность, взвинченность, наличие возбуждения и беспокойства, активное неудовлетворение стремлений
  • Нормированную оценку по 4 факторам 2-го порядка.

QI. Тревога

QII. Экстраверсия — интроверсия

QIII. Чувствительность

QIV. Конформность

  • Сходство личностного профиля клиента со 107 усредненными групповыми профилями (клиническими и профессиональными).
  • Оценку креативности клиента.
  • Оценку психологической защищенности клиента от несчастных случаев в быту и от автокатастроф.
  • Интерпретацию профиля СМИЛ.

Программа психодиагностики включает ряд методик, применяемых по назначению психотерапевта или по желанию продолжить психодиагностическое самого клиента.

Тест Леонгарда «Акцентуация характера»

Тест Леонгарда— Шмишека предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Стандартизированный тест Ленгарда позволяет выявить степень выраженности и направленность акцентуации. Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. Аакцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия — необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой. Тест Леонгарда может использоваться в экспресс диагностике и в комплексе с другими методиками в глубинном личностном исследовании. Тест Леонгарда, так же, может применяться для экспертной диагностики характерологических особенностей личности. Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Позже, они могут превращаться в «скрытые акцентуации». Последние обнаруживают себя в неблагоприятных обстоятельствах — при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуациях и всегда, когда затрагиваются «слабые стороны» человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответствующую форму психопатологии.

Тест Сонди «Метод портретных выборов»

Тест Сонди базируется на положении, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями восьми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет с помощью теста Сонди ту или иную патологию или проблему обследуемой личности. Так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики Сонди, универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности.

Тест Cпилбергера-Ханина «Диагностика ситуативной и личностной тревожности»

Тест позволяет дифференцированно измерять тревожность как личное свойство (устойчивая индивидуальная характеристика), и как состояние (ситуативная или реактивная тревожность, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию). Тест направлен нa различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также нa анализ тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения. Тест Спилбергера-Ханина можно использовать и для диагностики тревожности в целом — как субъективного проявления личности. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной системы, нo формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Тест эффективно диагностирует тревожность:

  • при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях;
  • у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы;
  • у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

Направленная диагностика по тесту Спилбергера-Ханина выявляет:

1) ситуативную тревожность — связанную с конкретной внешней ситуацией;

2) личностностную тревожность — стабильного свойства личности. Определенный уровень тревожности — активной деятельности личности.

Тест Спилбергера-Ханина предназначен для оценки уровня реактивной и личностной тревоги как здоровых, так и больных различными заболеваниями.

Методика САН (личностная методика).

Методика САН предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и названа методика). Методика может использоваться в клинической психодиагностике, при индивидуальном консультировании и психологической коррекции. В комплексе с методикой MMPI позволяет проводить углубленный анализ личности и оценить динамику изменения психического состояния клиента в процессе пролонгированной психотерапии.

Методика Минимульт Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI , содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3— оценочные, измеряющие искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекций, вносимых чрезмерной осторожностью испытуемого. Остальные 8 шкал являются базовыми и оценивают свойства личности по показателям ипохондрии (Нs), депрессии (D), истерии (Ну), психопатии (Рd), паранойяльноcти (Ра), психастении (Рt), шизоидности (Sc), гипомании (Мa). В методике «Мини-мульт» свойства личности по показателям «мужественность — женственность» (М) и социальной инверсии (5) не определяются.

Опросник ориентирован на выявление наиболее распространенных ситуативных или застойных личностных расстройств, обусловленных экстремальными условиями жизнедеятельности.

Тест Томаса позволяет диагностировать предрасположенность к конфликтному поведению и способы реагирования в конфликтной ситуации.

Тест Томаса позволяет опредилить предпочтения к выбору способа урегулирования конфликтов, основополагающими полюсами в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. С помощью теста Томаса можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.

Тест Уровень Субъективного Контроля (личностная методика)

Методика УСК — предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности. Тест Уровень Субъективного Контроля может применяться в клинической психодиагностике, семейной консультации. Показатели методики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системы регуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСК личности. В комплексе с методикой MMPI позволяет проводить углубленный анализ личности.

Шкала агрессивности А.Ассингера (личностная методика).

Методика А.Ассингера позволяет диагностировать агрессивность личности по отношению к окружаюшим, уровень корректности при социальных контактах, и позволяет судить о направленности агрессии. Шкала агрессивности А.Ассингера предназначена для психологов и психотерапевтов и может применяться для диагностики агрессии личности в трудовых коллективах, и при индивидуальном консультировании. В комплексе с методикой MMPI позволяет проводить углубленный анализ личности.

Канд. психол. наук, доц. А.Ю. Прохватилов

02.03.2015