Ваш удивительный новорожденный

Ваш удивительный новорожденный

Ваш удивительный новорожденный

Форопонова Т. И.

Дети, как жители иностранные
Или пришельцы с других планет,
Являются в мир, где предметы странные,
Вещи, которым названья нет.
Еще им в диковинку наши нравы:
И надо выучить все слова.
А эти звери! А эти травы!
Ну, просто кружится голова!
И вот они ходят, пометки делая,
И выговаривают с трудом:
Это что у вас? — Это дерево.
А это? — Птица, — А это? — Дом.
Но чем продолжительнее их странствие,
Они ведь сюда не на пару дней,
Они становятся все пристрастнее,
И нам становится все трудней.
Они ощупывают переборочки,
Они заглянуть стараются за,
А мы их гиды, их переводчики,
И не надо «пыль им пускать в глаза»!
Пускай они знают, что неподдельно,
А что только кажется золотым.
А это что у Вас? — Это дерево.
А это? — Небо.
— А это? — Дым.
Юрий Левитанский.

Новорожденный! Удивительное слово — с ним связана радость, восхищение, ожидание, тревога и забота, каждый из Вас добавит в этот список еще что-то важное и сокровенное.
Чем наградила природа новорожденного, что он умеет, где ему нужна помощь, а в чем надо быть просто наблюдателем и не мешать? Много вопросов. У молодых родителей растерянность и доля неуверенности присутствует практически всегда. Бессонные ночи, монотонность первых месяцев жизни с ребенком «выбивают из колеи». А Вы займитесь важной исследовательской работой: наблюдайте, анализируйте, вместе с ребенком открывайте этот мир заново, день за днем «проживайте» с малышом его первый и самый важный год жизни, и Вы станете ближе и понятней друг другу.
В любом обществе и любой культуре период младенчества рассматривается, как особое время, время базисного возраста для формирования основных нервно-психических функций и становления системы межличностного взаимодействия. До рождения между матерью и ребенком устанавливается мощная информационная связь, формируется система «мать-дитя», значение которой трудно переоценить. Эта система имеет свои законы жизни и развития, об этом и пойдет речь в цикле статей.
«Я долго тебя ждала, хотела и мечтала о тебе, ты даже мне снился!
Я знала, что ты мальчик, для этого не нужно было идти на узи. Ты 9 месяцев был со мной: ходил в гости, сдавал экзамены, путешествовал, к середине беременности не давал мне спать по ночам, предпочитая в это время рисовать акварелью. Вместе мы нарушали „слово“ данное врачу.
Настал тот вечер, когда ты решил, что „пора“. Твой папа пошутил: „может; рассосется“, а ты родился! ты только что покинул мой животик, „уютную материнскую среду“, пройдя не совсем простой путь. Какой ты, что ты ощущаешь и чувствуешь? Что знаешь про то, что „здесь“? Как понять тебя, как помочь сделать твою жизнь радостной и интересной? Столько вопросов…»
(Из дневника молодой мамы)
Человек родился! Первый крик ребенка — рефлекторный выдох, который запускает важнейший процесс дыхания, это не только «заявка» на право жить, но еще и свидетельство его полного благополучия. Полузакрытые веки, сжатые ручки и ножки, розовая, с белым налетом кожа тела — маленький человек, только что покинувший «материнскую» среду, уже через 15-20 минут включает поисковый рефлекс и ищет свою маму. Ранний контакт «кожа к коже» и несколько минут сосания, без преувеличения, не имеют цены. Чудотворные капли молозива (или колострума) запускают работу желудочно-кишечного тракта, вместе с молозивом ребенок получает антитела, защищающие его в течение первых шести недель от многих болезней. В то же время, процесс сосания сигнализирует маме, что все в порядке: ребенок родился, и поэтому у мамы вовремя придет молоко и процессы послеродового восстановления пройдут нормально.
«Когда ты родился; акушерка заметила: „ваш мальчик улыбается!“ — да, ты на самом деле улыбался, улыбкой ребенка и одновременно загадочной улыбкой „Джоконды“.
И я улыбалась тебе в ответ, гладила по волосам, прижимала пухленькое тельце к груди, и это был тот момент счастья, который наполняет жизнь смыслом. Мы смотрели друг на друга, „глаза в глаза“, и я подумала, „этот мальчик знает о жизни все и даже больше, чем все. В твоем взгляде — доверие, мудрость и что-то такое, что теряют люди, становясь взрослыми“. А потом ты стал крутить головой, немного попискивая и хватать ротиком воздух. „Дай ему грудь“, сказал доктор. Ты взял сосок, „пожевал“, полизал, выплюнул, попробовал свой сжатый кулачок, а потом снова сосок. что-то тянущее и приятное появилось в груди, я — мама».
(Из дневника молодой мамы)
Ребенок с первых минут жизни стремится установить тесный контакт с матерью. Это период особых эмоциональных отношений матери и ребенка, который обеспечивает сильную привязанность матери к своему малышу и направленность на его потребности.
Как биологический вид человек относится к незрело рождающимся, и потребуется довольно длительный период для дозревания всех органов и систем, которые позволят человеку реализовать разные формы поведения. Рождаясь на свет, человеческое дитя не может жить самостоятельной жизнью: не в состоянии обеспечить себя питанием, не может передвигаться, не может общаться на языке взрослых. Таковы законы биологии: чем на более высокой ступени психического развития находится животное, тем дольше длится период его детства, но максимально эта особенность развития проявляется у человека.
В первый час после родов, обычно, у мамы и малыша оживленное настроение. Женщина проводит много неосознанных «исследовательских действий»: обнюхивает, поглаживает, разглядывает своего младенца. Ученые связывают этот процесс «активного внимания друг к другу» с мощным выбросом катехоламинов — гормонов, которые ставят и мать, и новорожденного в условия максимальной восприимчивости. В течение первых минут после рождения у малыша наблюдается повышенная активность, расширены зрачки. Именно высокий уровень катехоламинов служит мощным фактором приспособления организма к стрессу, вызванного прохождением через родовые пути, обеспечивает новорожденному возможность максимальной адаптации к внеутробной среде. Полагают, что родовой стресс позволяет ребенку справиться с преодолением «адаптационного барьера» и приспособиться к новой для него среде. Это время — благоприятная возможность для установления и формирования эмоциональной привязанности ребенка и матери, платформы для осуществления импринтинга (принятия, адекватной системы «мать-дитя»), рождения великого чувства любви.
Английский психолог и психиатр Д.Боулби считает, что в младенце заложены определенные формы поведения, способные заставить окружающих находиться рядом с ним, заботиться о нем; это широкая, беззубая улыбка, гуление, ползанье по направлению к взрослому, пристальный взгляд и те «черты детскости», которые запускают родительское поведение. И Вы уже не можете устоять, меняете голос, ваши движения становятся более плавными. Вы улыбаетесь, поглаживаете его и сами в ответ начинаете «гулить» младенцу.
Таким образом, формируется привязанность, которая служит площадкой для дальнейшего познания мира.
МИЛЫЕ МАМЫ, ЭТО МИФ, ЧТО РОЖАЯ РЕБЕНКА, ВЫ УСТАНЕТЕ НАСТОЛЬКО, ЧТО ВАМ БУДЕТ ТРУДНО НАХОДИТЬСЯ ВМЕСТЕ СО СВОИМ МЛАДЕНЦЕМ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ ВАШЕГО МАЛЫША ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.
ИМЕННО В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ, ЧАСЫ, ДНИ ФОРМИРУЕТСЯ ТО, ЧТО ВПОСЛЕДСТВИИ ВЫ НАЗОВЁТЕ ЛЮБОВЬЮ.
Младенчество, по мнению доктора Т. БАУЭРА, «является решающим периодом познавательного развития — в это время ребенок может много приобрести, но и многое потерять… складывают моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект». Эмоциональное развитие младенца, основу которого составляют взаимоотношения между матерью и ребенком, и познавательный аспект психики малыша определяют характер развития первого года жизни.
Долгое время считалось, что новорожденный — «чистая доска», в настоящее время, время трехмерного УЗИ и макросъемки развития плода, никто не сомневается в богатой внутриутробной жизни ребенка. И в этот мир малыш приходит уже с определенным «опытом», который частично передает ему мама, а частично он получает сам.
Природа позаботилась о том, чтобы малыш приспособился и выжил в новой для него среде, врожденными рефлексами: мигательный, глотательный, коленный, зрачковый, которые помогают ему осуществлять элементарные формы активности. Большинство из них угасает к концу первого года жизни, другие остаются на всю жизнь. Существует зависимость между развитием мозга и простейшими реакциями. Со временем у малыша начинает развиваться кора головного мозга, серое вещество, и часть нервной системы переходит под ее контроль. Простейшие рефлекторные реакции уступают место более сложным рефлексам и формам поведения.
Что же помогает младенцу и одновременно дает богатую информацию о развитии нервной системы врачу-педиатру? Рефлекс Бабитского, рефлекс Бабкина, хватательный рефлекс, рефлекс Моро, поисковый рефлекс, сосательный рефлекс, плавательный, рефлекс автоматической ходьбы, шейный тонический рефлекс, верхний и нижний рефлексы Ландао. Да, да! Младенец лучше, чем на суше чувствует себя в воде, в детской позе способен повернуть голову в противоположную сторону, если дать опору ногам и приподнять туловище малыша, ребенок будет «шагать».
«Мое солнышко, мой мальчик, ты сегодня плавал, как рыбка, в нашей большой ванной и, по-моему, был вполне доволен и даже счастлив. Ты отталкивался ногами от борта и блаженно доплывал до другого края… А вчера папа решил проверить, что же такое рефлекс автоматической ходьбы, и ты, к моему удивлению, пошел, при этом повиснув всем тельцем на крепких руках папы.
Я очень хочу узнать, какого цвета у тебя глаза. Но ты жмуришься, морщишься и широко открываешь глаза только тогда, когда попадаешь в полумрак. В этот момент ты похож на инопланетянина, который разглядывает новую планету.
(Из дневника молодой мамы)
Все сенсорные способности малыша «включились» еще в период внутриутробного развития и к 20-м неделям функционируют, и развиты все органы чувств, малыш умеет видеть, слышать, обонять.
Только представьте, что уже на 7 неделе внутриутробного развития формируются вкусовые сосочки, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодных вод гримасой удовольствия или огорчения. Заглатывание плодом амниотической жидкости способствует раннему созреванию вкуса и обоняния, и как считают исследователи, это обуславливает настроенность ребенка на выделение из среды «признаков матери» — вкуса молока, запаха материнского тела так, что малыш узнает свою маму.
На 4 неделе беременности, малыш начинает распознавать тактильные ощущения, откликаясь на поглаживания по животу мамы, осязать, ошущать вкус пищи, и теперь уже его мозг отличается от мозга приматов и развивается, как мозг человека.
Новорожденный обожает мягкую фланель и капризничает, если его положить на грубую мешковину. Мягкие прикосновения, поглаживания ребенка снижают у него уровень гормонов стресса, повышают иммунитет. Дети, которых в первый год жизни часто берут на руки, чувствуют себя эмоционально комфортнее, вырастают более спокойными и уравновешенными. Ребенок так же хорошо различает тепло и холод. Малыш плачет, когда замерз или его беспокоят мокрые пеленки. Он чрезвычайно чувствителен к тактильным воздействиям и успокаивается, когда его начинают укутывать в мягкое одеяло, укачивать, прижимать к теплому телу.
В 80-е годы 20 века проводилось интересное исследование уровня развития детей раннего и дошкольного возраста северной америки и народов африки. Результаты оказались впечатляющими и заставили о многом задуматься сторонников доктора Спока.
Дети первых лет жизни африканских мам оказались более спокойными, улыбчивыми, интеллектуально и физически развитыми, с большими возможностями приспособления к новому, чем дети этого же возраста,проживающие с мамами в северной америке. И на вопрос «почему?» ученые ответили: африканская мама всегда с ребеном и носит его в перевязи, а североамериканская мама только тогда, когда она захочет этого.
К счастью, мы можем повторить опыт африканских мам и использовать слинг, а значит, помочь ребенку адаптироваться и полнее реализовать его потенциал. А как самой удобно!
К середине 16 недели просыпается слуховая чувствительность, и первое, что слышит ребенок, — внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника, и конечно, стук маминого сердца. Самые устойчивые по своим характеристикам — стук сердца и шум крови в сосудах напоминают морской прибой. Малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда в слегка измененном виде, а мамин голос он распознает буквально с первых дней появления на свет. Невероятно, но младенец способен различать звуки, недоступные взрослому уху, к примеру, фонемы иностранных языков. Ребенок до года способен усвоить «на слух» абсолютно любой язык, но после, эта способность утрачивается.

Милые мамы, постарайтесь расширять звуковой диапазон в общении с малышом. Звуки природы, детские песенки, песенки и стихи в исполнении детей и «по ролям» расширяют слуховую восприимчивость, и в будущем помогут вашему ребенку лучше усваивать языки, слышать оттенки музыки, хорошо усваивать лекции. Но самое главное для вашего малыша — это ваш голос.
"Не от еды дитя растет, а от радости«,- гласит народная мудрость. Колыбельные песни, пестушки, потешки, обыкновенный разговор, по принципу, «что вижу, то пою» дают ребенку ощущение любви и заботы.
В последнюю очередь формируется зрение, ведь в утробе матери практически всегда темно. Но уже в 17 недель малыш жмурит глазки, а с 6 месяцев вашей беременности реагирует на целенаправленное освещение стенок живота. Едва родившись, малыш различает свет и тень, округлое и угловатое, и особенно хорошо распознает то, что находится на расстоянии 20-40 см. от глаз, т.к. примерно на таком расстоянии находится лицо кормящей матери. Уже в возрасте 2-х недель его внимание может привлечь достаточно большой, яркий или контрастный предмет, в 3 месяца ребенок обретает возможность удерживать и следить взглядом за движущимися предметами, в полгода начинает оценивать расстояние.
Игрушки должны быть ярких расцветок, разнообразных форм и размеров. Специалисты советуют размещать игрушки там, куда в основном направлен взгляд ребенка, в среднем, на расстоянии 35 см. от глаз малыша. Вряд ли требуется обогащать среду невероятным изобилием погремушек, мячиков, кукол, меховых игрушек. Нервная система ребенка в этот период очень ранима и чрезвычайно восприимчива к любым воздействиям. Ребенок может быстро утомляться, т.к. еще не способен «переварить» большой объем информации.
Основным условием становления и развития социальной и интеллектуальной сфер психики ребенка является наличие активного взаимодействия между малышом и взрослыми. Всего через 40 минут после рождения ребенок способен сымитировать выражение лица другого человека, а уже двухдневный младенец, подражая взрослому, высунет язык, выпучит губу, скорчит рожицу. Имитационная способность рассматривается как общее свойство развивающейся психики, благодаря которой происходит усвоение поведенческого и культурного опыта. Г.Спейдел и К.Нелсон рассматривают имитацию как «компонент генетически запрограммированной программы биосоциального взаимодействия».
И еще одну особенность подарила младенцу природа — «экстренно сообщать» о своем состоянии. Этот способ — плач, который является главным средством выражения ребенком нужд, потребностей. Плач является поведенческой реакцией, помогающей младенцу выражать его состояния. Русская пословица говорит: «Дитя не плачет — мать не разумеет». В первые дни жизни ребенка взрослым бывает трудно понять причины плача.
Младенец плачет, когда он голоден, когда мокрые пеленки, когда холодно, что-то болит или просто скучно и одиноко. Ваша интуиция, включенность в ребенка и большое желание помочь малышу помогут вам уже к 1,5 — 2 месяцам различать виды плача: плач-зов, «Я проснулся, подойди!»; плач-просьба, «Я хочу есть! Мне больно»; плач-жалоба, в котором оттенки просьбы и даже отчаянья; плач-требование, похожий на крик; плач-терпение, больше напоминающий сопенье; плач снисходительный, «Ты все поняла и сделала, но не сразу, досадно»; плач-демонстрация. Таким образом, плач младенца — это первое сообщение миру о себе и своих потребностях, это своеобразная попытка диалога с миром. Многие мамы говорят, что не могут выносить плача ребенка, а природа на это и рассчитывала, мама больше включится в ситуацию и разберется, что же случилось с ее малышом.
В то же время, встает вопрос, как прекратить этот раздирающий материнское сердце звук. Во-первых, постараться сохранять спокойствие, пока еще ничего не случилось. Как можно быстрее подойти и заговорить с малышом. Задайте ему вопрос: «Что случилось?».
Вопросительный тон, высокий по звучанию, и приближение человека включат ориентировочную реакцию ребенка и он на минуту затихнет. Можно взять малыша на руки, прижать к груди, таким образом поменять положение тела, дать почувствовать мамино тепло и стук сердца. Постарайтесь переключить внимание ребенка, заговорив с ним с разными оттенками и интонациями голоса, используйте ритмичные фразы. Малыш, как правило, затихает, перестает плакать, начинает прислушиваться. Вот здесь и надо завладеть его вниманием повтором и ритмичными покачиваниями. Только не хватайте судорожно игрушки и не трясите ими перед лицом малыша — это может усугубить ситуацию и плач возобновится. Постарайтесь запустить разные сенсорные каналы: вестибулярный, зрительный, слуховой и закрепите это действие, повторяйте его.
Наши прабабушки, ничего не ведая об особенностях функционирования мозга, интуитивно нашли несложные приемы, которые получили название пестушки (от слова «пестовать» — няньчить, носить, холить). Пестушки — это стихотворные приговорки, припевки, которыми сопровождают движения ребенка. Проявите свои творческие способности в составлении пестушек, главное, они должны произноситься четко, ритмично, используйте интонацию и ударение.
«10 дней, которые потрясли мир», так я назвала первые десять дней, которые мы провели вместе с тобой, мой малыш. Ты улыбаешься, хмуришься, корчишь рожицы и не просто плачешь — кричишь, Ты пытаешься высказать в плаче все то, что с тобой происходит, «услышьте меня! поймите меня!».
(Из дневника молодой мамы)
Доктор Д. Чемберлен, один из создателей Ассоциации пре- и перинатальной психологии и здоровья, уже более 25 лет занимается исследованием новорожденных. Он написал, «истина состоит в том, что многие представления о новорожденных, которым мы традиционно верим, являются ложными. Мы неверно истолковали и оценили их способности… младенцы являются в этот мир осведомленными, выразительными, целеустремленными, воздействующими на нас», давайте задумаемся об этом.
Давайте подведем итоги. В настоящее время существует много теорий и точек зрения на период развития, называемый новорожденностью. Современные исследователи приблизились и только открывают первые страницы науки о младенцах. Существует опыт наших предков, интуитивные знания о малыше, проверенные временем, от которого не стоит отказываться. У новорожденного много приспособительных возможностей, важно поддерживать их и развивать: с первых минут быть рядом, через несколько минут предложить грудь, брать на руки, учиться распознавать плач, предлагать ему простые яркие игрушки, не перегружая его стимулами и общением, давать ему поддержку и много внимания. Малыш родился, и у Вас появился шанс снова открывать этот мир, узнавать, изучать, пробовать, делать то, что раньше Вы не могли себе позволить. Он растет, и Вы растете! И даже, если Вы что-то пропустите или сделаете «не так», не бойтесь, не паникуйте, Вы любите своего малыша, у Вас все получится!
Принимайте своего малыша таким, какой он есть, любите его, верьте в него, будьте с ним и Вы сможете получать еще одну радость в жизни,- радость от того, что Вы — МАМА И ПАПА. Будьте спокойны и терпеливы!