Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с дисграфией

Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с дисграфией

Корюковец А.С.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации ребёнка, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. У учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения.
Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь, взаимообусловленность. Для овладения письменной речью у ребёнка должны быть сформированы все стороны речи. Недостаточность какой-либо из операции влияет на расстройство всего процесса в целом.
Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех перечисленных форм письма. Как вид деятельности письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем; моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; графо-моторные операции.
Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они оказывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.
Регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Когда дети в этом возрасте опираются на «память руки», зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает к возрасту 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости» .
Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации обнаружена у большинства детей с дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжелых нарушений.
У учащихся начальных классов, кроме дисграфических ошибок, которые можно объяснить нарушением кинестетического и фонематического анализа отмечаются и ошибки, связанные с оптико — пространственными расстройствами, которые вызывают трудности соотнесения букв с определенными звуками. Наблюдаются смешение букв, близких по оптическому образу и графическому начертанию, зеркальное изображение букв в связи с трудностями ориентации на плоскости слева — направо и сверху — вниз, замена букв, отличающихся лишь количеством элементов. Все это препятствует нормальному усвоению письменной речи и, как следствие, наблюдаются грубые ошибки при чтении, текст оказывается непонятым и ребенок не в состоянии пересказать прочитанное.
Таким образом, оказывается, что нарушения оптико-пространственной ориентировки у дисграфиков связаны с недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными образами, с недостаточностью развития зрительно-моторной координации.
Также у младших школьников с дисграфией отмечаются выраженные кинетические и динамические нарушения, которые проявляются в синкинезиях: либо синкинезий противоположной руки, либо другой руки и артикуляционных органов, либо те и другие в сочетании с синкинезиями ног.
Можно предполагать, что обнаруженные трудности динамической и кинетической организации движений являются одной из причин, затрудняющих усвоение графо-моторных навыков в начальной школе.
Выраженные кинетические и динамические нарушения двигательной функции руки можно назвать главной причиной появления при письме специфических ошибок, связанных со смешениембукв по кинетическому сходству.
Таким образом, очевидна необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на совершенствование у детей зрительных, моторных и зрительно-моторных функций, в системе коррекции дисграфии.
Работа по развитию зрительно-пространственных функций должна проводиться в следующих направлениях:

  • развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
  • расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза.

Коррекционная работа по развитию моторных функций включает в себя:

  • систематические специальные упражнения на развитие мелкой моторики в процессе выполнения последовательно организованных движений;
  • автоматизацию графо-моторных навыков;
  • использование приемов нейропсихологической коррекции, направленной на формирование межполушарного взаимодействия.

Литература:
1.Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955; Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространств. Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 86.
2.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008.
3. Леонтьев, А. А. Психолингвистика. А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.
4. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству. Журнал «Логопед» № 2, 2007-14с.
5. Кондракова О.Г. «Готовность к школе: зрительно-моторная координация» , 2012.
6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
7. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Дизайн обложки А. С. Андреев.- СПб.: ИД»МиМ», 1997.
8. Леонтьев, А. А. Психолингвистика . А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.