Еременко М.Г. Особенности логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями

Еременко М.Г. Особенности логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями

Воспитание правильной и чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли, задавать вопросы, договориться о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, накладывает отпечаток на его характер.
Уже в пять — шесть лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, раздражительными, замкнутыми.
Современный и перспективный аспект речевого развития ребенка определяется тесной связью процессов речевой и познавательной деятельности, соотношением речи и мышления, памяти и внимания, общение ребенка с окружающими его детьми и взрослыми. Чтобы говорит надо мыслить, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становиться речевым.
Предпосылками возникновением речи является развитие сенсомоторного интел-лекта, сенсомоторной логики, от логики действий к «концептуальной » логике, которая основывается на представлении и мышлении.
Многие проявления патологий речи связаны с особенностями протекания речевой деятельности. Наблюдаются нарушения как импрессивной , так и экпрессивной речи, нарушение устной и письменной речи.
Логопедическая работа с детьми учитывает их психологические и индивидуальные особенности, и проводиться по следующим направлениям:
Развитие мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения и обобщений;
Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти, формирование пространственных представлений;
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
Коррекция нарушений моторного развития;
Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
Развитие лексики «обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепления связи между словами»;
Формирование морфологической и синтаксической системы языка;
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
Развитие коммуникативной познавательной и регулирующей функцией речи.

Коррекционно — логопедическая работа осуществляется с учетом индивидуально- психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи. В процессе коррекционной работы необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей.
Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с различными речевыми нарушениями, не- смотря на имеющие имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.